Материалы

Распределение рабочего времени и остальные маразмы в работе инженера ПТО

Что такое и что делать!? 02.12.24 в 19:17 7118 просмотров 0 комментариев 0 скачиваний
Про реальные обязанности инженера ПТО и кто, что должен делать из остальных инженерно-технических работников (ИТР) на объекте и в офисе, можно прочесть в следующих материалах:

- Гушул М.М. Справочник инженера производственно-технического отдела 3-е изд., - Киев: «Будiвельник», 1985 (можете найти в интернете, но по большому счету, того, чего хотите, там не найдете);
- Абсатаров X. А., Антонович Е. В. Подготовка производства электромонтажных работ, - Москва: Энергоиздат, 1981;
- Сметанин Д.Е. Подготовка производства электромонтажных работ. -К: Будівельник, 1979;
- Цай Т.Н., Ширшиков Б.Ф., Баетов Б.И., Цай В.Т. Инженерная подготовка строительного производства. - М.: Стройиздат, 1990;
- Этус Н.Г. Технология электромонтажных работ на электростанциях и подстанциях. Учебник для техникумов. М., «Энергия», 1976;
- Монахов Н.И. Справочное пособие заказчика-застройщика: В 2-х т. - М.: Стройиздат, 1990.

А вот вымышленные обязанности инженера ПТО на объекте в такой дурацкой системе сводятся к двум большим кускам:
1. Инженерная подготовка производства (низовое планирование);
2. Ведение исполнительной документации.

Есть еще отчетность и очень веселое время на процентовку, но это само собой. Работа инженера ПТО на объекте - это бумажная часть должностных обязанностей тех же производителей работ, состоит в получении информации, ее систематизации, переработке, отображении на бумажных и электронных носителях, накоплении, хранении и передаче куда требуется.

Инженерная подготовка производства - это на самом деле все, что не является собственно строительством, начиная от договоров, ППР, заказов, сооружением временных зданий, геодезической приемкой и т.п. что делается всеми участниками строительства. Тут же под инженерной подготовкой производства я понимаю все те действия мастеров и прорабов конкретно на объекте для низового планирования и подготовки работ. Длится все время и в особенности в начале строительства и нужна в первую очередь начальнику участка для организации бесперебойного производства работ. Вот как узнать, что тебе что-то должны сделать или заплатить? Или наоборот, узнать, что ты кому-то что-то должен. Нужно взять данные, которые были (объемы по договору, первоначальному проекту или первоначальное состояние, например, сколько было) и сравнить их с данными, которые изменились (вышли измененные или новые чертежи, нам привезли материалы поставки заказчика, мы выполнили какие-то объемы работ, использовали материалы) чтобы увидеть разницу (остатки - плюс, либо минус). И если хотите, что-то от генподрядчика или заказчика, нужно не просто предъявить ему "вы нам должны еще передать (столько-то кабеля или светильников)", или "вышли новые изменения проекта и подпишите мне допработы", нужно предоставить заказчику или генподрядчику все необходимые расчеты в которых будет видно, что было, что стало и разница. Что-то из этой работы делает ПТО в офисе, включая оформление допов, но в остальном, все на объекте должны делать производители работ. Можно бесконечно высчитывать остатки материалов, подсчитывать объемы, планировать, распределять, компоновать в таблички, искать в чертежах всякую тучу мелочей и в итоге перед процентовкой нет исполнительной документации. Иногда у начальника участка случаются маразмы и он хочет, чтобы вечно «занятого мастера» обеспечили выкопировками из чертежей с пометками маркерами где, на каком разрезе, на какой полке и коробе проложить кабель, да еще дай ему номер барабана этого кабеля с пометкой красным крестом на аэрофотосъемке, где он лежит. Вот от этого нужно сразу мазаться, иначе мастера сядут на шею и не будут работать вообще. То, что мастеров освободили от исполнительной документации, вовсе не означает отмену первичной отчетности и изучения рабочих чертежей. На самом деле инженерная подготовка производства после подписания договора решает такие задачи:
- выявление несоответствий или белых пятен в проектной документации, в результате которых могут возникнуть переделки;
- бесперебойное производство, которое осуществляется с помощью слаженной работы всех отделов и участков по договору;
- выявление и оформление дополнительных работ для последующего подписания допсоглашения (остановка работ, если их нет в сметах, и не подписывают допработы).

Все это влияет на прибыльность объекта, а так же отсутствие или наличие упущенной выгоды. Вся эта работа, как и исполнительная документация, есть должностные обязанности мастеров и прорабов, но как всегда все что можно вешают на инженера ПТО, объясняя это тем, что мол вы всячески должны помогать им.

Если достаточное количество народу из ПТО на объекте, распределять время можно, поделив вначале обязанности, чтобы инженерной подготовкой производства занимался один человек и частично исполнилнительной (полностью на процентовку). Нужно смотреть по загруженности, все зависит от количества ПТО обслуживающих мастеров. Их никогда не будет больше, всегда меньше и вот от того, на сколько меньше, нужно и планировать свое время, отдавать инженерству 50 или 25% и не больше, иначе будете сидеть перед процентовкой ночами, а мастера в это время будут весело бухать.

Вся исполнительная документация по времени делится примерно так:
- 35% входной контроль (70% которого состоит из поиска, сверки и изготовления сопроводительной документации, 20% из собственно входного контроля – это переписывание данных с продукции, сверка с проектом и т.п., и 10% из документирования результатов – это заполнение и подписания актов и журналов);
- 25% журналы производства работ (80% которого состоит из высчитывания объемов работ, ведения накопительных ведомостей, отслеживание соответствия объемов работ договорным, компоновки производственного процесса по датам, отслеживание и отражение операций которые практически никогда не делаются и 20% из заполнения разделов общего и специальных журналов работ);
- 15% заполнение и подписание всевозможных актов скрытых работ (10% полевые измерения, 50% рисование схемы, 20% сбор информации для заполнения, 5% заполнение формы акта и 15% это подписание актов (доказывание необходимости или отсутствия в необходимости оформления документов, исправление замечаний);
- 15% оформление всевозможных согласований (получение первичных данных, рисование схем, оформление писем, деловая переписка и т.п.);
Цифры примерные и очень зависят от организации производства и политики руководства в отношении контроля, учета и видов выполняемых работ. Так же, в зависимости от времени отдаваемому не исполнительной документации, цифры меняются пропорционально.
Отсюда видно, что очень много времени уходит на входной контроль. Чем хуже снабжение делает свою работу, тем больше времени будет уходить на сопроводительную документацию, а заставить снабженца уделять больше времени на проверку необходимой сопроводительной документации (все равно, что лишать его времени «зарабатывать») не реально.

Больше всего времени уходит на высчитывание объемов, компоновка по датам, что можно сделать сначала в экселе и потом дать голубоглазой блондинке все красиво написать в чистовик. Очень многое при этом зависит от подачи производителем работ первичных данных, и чем они будут не качественней, тем больше времени уйдет на работу с журналами и отчетностью. Поэтому наладить отчетность мастеров по приемлемым и универсальным формам нужно в первую очередь.

Дать мастеру общий журнал или сказать, чтобы на листочке писал очень неразумно. Мастер, идя по пути экономии мозговых ресурсов, будет вспоминать только очень малую часть, ту которую он сможет описать и посчитать, а это не устраивает. Нужно, как для даунов сделать удобную форму с заполнением отдельных граф: по какому чертежу делал, что делал, где делал, что использовал, сколько использовал, плюс, если нужно, сколько и каких человек и техники работало.

Опять же если учет объемов вести в электронных документах и совместить эту работу с заполнением журналов в экселе, потом будет намного легче и главное быстрее отчитываться. Так же необходимо учитывать, что вписывание работ по факту (как подал производитель работ) и вписывание объемов таким образом, что все было максимально приближено к объемам по проекту (анализ и переработка данных), это две очень большие разницы и, сравнивая одно с другим, на последнее уходит в 4 раза больше времени.

Исполнительные схемы занимают, иногда довольно много времени, одну схему можно рисовать полчаса, а другую в автокаде будете делать два дня. Опять же все зависит от требований заказчика, если пристнут к масштабам, то вообще конец - это не каждый может быстро сделать.

Сделать акт очень быстро, все упирается в полную информацию необходимую для его заполнения. Если до акта ОСР не сделан входной контроль, то это очень сложно подписать, а если вписал не то и подписал, то потом по цепочке придется очень много переделывать и переподписывать. Даты на акте не можешь поставить, пока не заполнишь общий журнал работ. Грамотные инженеры ПТО для этого делаю маяки в виде пометок в электронном варианте общего журнала работ. Если всего этого не делать вовремя, не полное заполнение актов и как следствие его переделывание (хотя, как правило, каждая бумажка в процессе подписания переделывается минимум раз). Очень много нервов уходит на подписание и если не чего-то не понимаешь в нормах и не знаешь, как правильно все должно заполняться, технадзор достанет всякими дилетантскими требованиями.

Объем отображения бывает очень большим, например, в строительстве, чтобы освидетельствовать отделку, которая состоит из нескольких слоев штукатурки, шпаклевки, плитки или гипсокартона. На каждый скрываемый слой нужно делать акт ОСР со схемой. В общем, ничего сложного. Но если принять тот факт, что акт должен быть подписан перед началом производства следующих видов работ, в данном случае слоя. А на стройке, чтобы успеть практически всегда делается все следом и очень быстро, например, сделали помещение и в нем сразу же выполняют следующие работы. Т.е. наших актов увеличивается ровно на столько, сколько, грубо говоря, находится помещений в сооружении. На многих стройках на такое забивают и укрупняют в этажи или по нескольку помещений, объединяют все слои в один акт, но так или иначе, если выполнять, как требуют и при этом, как нужно, то работы растягивается в разы.

Так же, чем точнее к проекту будут выполняться работы на объекте без всяких согласований и изменений, включая поставку оборудования и материалов, тем меньше работы ПТОшнику. Поэтому все зависит от изначально качественных рабочих чертежей.

В итоге очень много времени может уходить на оформление не нужных документов. Делать акт со схемой на скрытые работы это одно, а если делаешь такое на каждые не скрытые работы, из-за требований заказчика или технадзора, в результате того, что в начале не доказали им об отсутствии в этом необходимости, это совсем другие объемы бумажек, которые в итоге могут выкинуться, при этом очень сильно затормозят работу по другим более важным направлениям.

Иногда «шарющий» начальник участка находит на стороне такие объемы работ, как сделать какую-то часть м/конструкций за строителей, при этом вообще не понимает, как эти деньги забрать у строителей из договора и отдать нам, как это будет оформляться исполнительной, как осмечиваться, не будет ли задвоения с другими организациями, выгодно ли это вообще в плане денег, его не волнует, ему главное занять, чем-то сварщиков. В итоге в этой трясине можно погрязнуть по уши и на основную работу у ПТОшника, за которую реально заплатят деньги нашей организации, остается мало дневного времени.

Инженерная подготовка производства и исполнительная документация это есть 90% рутины и 10% творчества. Конечно, находятся и такие, кто не хотят заниматься черной работой и катают вату растягивая рутину на весь день, неделю и месяц или занимаются только творчеством, при этом рутину делает лох. На объекте рутину нужно выполнять в максимально короткие сроки, чтобы осталось времени еще и на интересное, поэтому нужно максимально автоматизировать работу, иметь шаблоны абсолютно всего и уметь быстро набирать текст.

Все объекты разные в зависимости от сложности, уровня участников строительства и объемов. На одном из мелких объектов, где работало на линии две бригады по одному рабочему проекту, я половину рабочего времени валял дурака занимаясь самообразованием и все успевал, при том, что плюс ко всему переделывал все, что велось до меня в течение полугода. На других крупных объектах просто ничего не успеваешь, хотя вроде и народ есть. В общем, объект объекту рознь и чем он крупнее, тем больше там бардака. И когда сравнивают два абсолютно разных объекта, как по объемам, по срокам строительства и условиям проживания, что, мол, там работало меньше народа и отлично сэкономили на ИТР это не совсем верно.

Так как нет определенных норм ведения исполнительной документации и невозможно определить сроки, можно лишь следить, чтобы инженер был полностью занят и занят именно тем, чем следует. Можно увидеть насколько времени отстает исполнительная от производства (2 дня, неделя, месяц или больше), где именно отстает (существенные позиции проекта или нет) и корректировать количеством людей. Очень много разной работы на объекте, и если начать заниматься всем, то можно просто распылиться и ничего не успеть, да и обучить новобранца (из которых по большому счету состоит большинство группы) всему сразу не реально. А потому лучше по возможности распределить обязанности в группе, кто делает входной контроль, кто скрытые работы, кто учет, общие журналы и отчетность и т.п. На подпись с документами лучше, чтобы ходили все, потому как, это такой опыт, без которого все остальное рядом не стояло.

Обязательно найдутся такие, кто просекли систему и начали выполнять условия для максимальной процентовки, т.е. делать то, что нужно руководству, а для них, подписанная процентовка автоматом значит наличие исполнительной, которой на самом деле может и не быть. В таком случае нужен будет обязательно лох, который в итоге будет за гроши делать и сдавать ее заказчику. При этом "суки", которые устраивают такие подставы, очень долго могут так работать, без риска быть раскрытыми, потому что выполняли возложенные на них задачи и в следствии имели благое расположение руководства за счет других. Таких сук нужно выявлять и подставлять, иначе пойдут в начальники и их подставы будут уже крупнее.

Ответственный ведущий инженер ПТО за всю исполнительную должен быть один, так же как и начальник участка и, если это не соблюдать, меняя людей каждые два-три месяца, то не будет ни порядка, ни отчетности и как следствие вылазят сорванные процентовки и упущенные дополнительные работы.

На объекте нужно знать точно, со ссылками на нормативы, как, что и для чего должно выполняться или хотя бы оформляться. Можно отдавать кучу времени на всякую не нужную вещь или даже нужную в какой-то степени, но менее важную на данном этапе работ, чем более глобальные и нужные в плане денег вещи. Поэтому крутой ПТОшник, должен понимать в первую очередь, без чего никак нельзя в определенный момент времени и не сходить сума по мелочам. Так же нужно шустро все делать, потому как если не сделаешь что-то сейчас, то потом на это уйдет в 4 раза больше времени.

Многое, из вышенаписанного, довольно сложно осуществить, относительно очень много нужно прочитать и сделать самому не один раз, чтобы получилось. Ну а кто сказал, что в этом деле не должно быть специалистов? Всему нужно обучаться.

Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться